Аннотация к методической разработке «Экологический знак «Берегите ящериц»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения интегрированного занятия в рамках познавательного, речевого и художественно-эстетического развития. Основная цель образовательной деятельности-пополнение экологических представлений детей о жизни ящериц.Разработка предназначена для использования в работе воспитателей подготовительных к школе групп. При создании разработки используется технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон.
Введение
В своей педагогической деятельности использую технологию «Ситуация». Как педагога меня привлекло в данной технологии то, что дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Воспитатель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают у детей личностную значимость и становятся интересными, так как дети самостоятельно «открывают» решение поставленной перед ними задачи.
Технология «Ситуации» позволяет создавать идеальные условия для саморазвития личности дошкольника, развивает коммуникативные навыки, активизирует речевую деятельность. Поэтому данную технологию использую при подготовке образовательной деятельности воспитанников в следующих образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Содержание образовательной деятельности с использованием технологии «Ситуация» на тему «Экологический знак «Берегите ящериц»
В данной методической разработке используются следующие формы деятельности образовательного процесса:
- ситуативный разговор;
- решение проблемной ситуации;
- беседа;
- просмотр презентации и социального ролика;
- отгадывание кроссворда;
- рассматривание иллюстраций ящерицы в познавательных книгах;
- мастерская по изготовлению продукта «Экологический знак «Берегите ящериц»».
- исполнение песни «Земля полна чудес».
Тип ситуации: открытие нового знания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Экологический знак – «Берегите ящериц»».
Цель: создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к исчезающему виду млекопитающих – ящерице.
Задачи:
- познакомить детей с исчезающим видом ящериц в Ростовской области;
- пополнить словарный запас детей;
- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- закреплять умения лепки из соленого теста;
- знакомство с новой техникой создания текстуры на изделии подручными средствами.
Дидактические материалы и оборудование предметно-пространственной развивающей среды:
- телевизор, художественно-публицистическая литература (энциклопедии о животных, Красная Книга исчезающих животных Ростовской области);
- социальный ролик о проблеме исчезновения ящериц;
- дидактическая игра- кроссворд «Рептилии»;
- макет ящерицы из соленого теста;
- соленое тесто зеленого цвета;
- картонные шаблоны;
- коктейльные трубочки различного диаметра;
- вода, дощечки, влажные салфетки;
- музыкальное сопровождение: песня «Земля полна чудес», автор слов и композитор Е. Зарицкая;
- уголок для просмотра познавательной литературы;
- мягкие подушки для удобства детей при просмотре видеоинформации (слайд-шоу, социальный ролик);
- творческая мастерская для создания экологического знака “Берегите ящериц”.
Ход совместной образовательной деятельности
Содержание ОД | Формы деятельности | Средства деятельности | Итоговый образовательный результат |
1. Введение в ситуацию
Дети входят в зал цепочкой становятся в круг Воспитатель: Здравствуйте девочки и мальчики, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня в зале. Я пригласила вас и педагогов нашего детского сада для поиска ответа на очень интересный вопрос. Вы хотите его узнать? Дети: Да. Воспитатель: Сегодня утром на площадке для прогулок в нашем детском саду, я обнаружила – вот это. Воспитатель держит в руке хвост ящерицы, сделанный из соленого теста. Как вы думаете, что это такое? Дети: …Хвост, хвост ящерицы. Воспитатель: Что такое ящерица? Где она живет? Чем она питается? Какие виды ящериц вы знаете? Дети: … |
Ситуативный разговор | Слово | Ребенок проявляет любознательность.
У ребенка возникает внутренняя потребность включения в деятельность. Появляется желание к сотрудничеству с педагогом. |
2. Актуализация знаний и умений.
Воспитатель: Вы хотите узнать о ящерице больше? Где мы можем познакомиться с информацией о ящерице? Дети: В книгах, посмотреть фильм про животных по телевизору, расскажут воспитатели, родители… Воспитатель: Хорошо. Давайте проверим, правильно вы думаете или нет? Подойдите, пожалуйста, к этому столу. Что вы видите? На столе лежат открытые «Энциклопедии о животных» с красочными изображениями ящериц. Я прочитала все о ящерицах в этих книгах. Предлагаю вам познакомиться с этими знаниями. Присаживайтесь на подушки. Посмотрите на экран телевизора. Дети смотрят презентацию «Все о ящерицах». |
Ситуативный разговорЗнакомство с иллюстрациями ящерицы в книгах, «Энциклопедиях о животных».
Просмотр Презентации «Все о ящерицах» |
СловоПознавательная литература «Энциклопедии о животных».
ИКТ Экран Показ презентации на тему «Все о ящерицах» |
У ребенка актуализируются мыслительные операции. Формируется цель деятельности. Знакомство с жизнью ящерицы, ее повадками, видами, через просмотр слайдов и беседу с воспитателем.
Ребенок принимает активное участие в образовательной деятельности Ребенок проявляет интерес к новым знаниям о ящерицах |
Воспитатель: Предлагаю вам отдохнуть и разгадать кроссворд. С помощью кроссворда мы узнаем, к какому классу животных относятся ящерицы.
Детям предлагают назвать животных, изображенных на слайдах. Слова – ответы приложить на игровое поле по горизонтали. В результате по вертикали получится слово «Рептилии». |
Ответы детей: названия животных для разгадывания слова «Рептилии». | ИКТ
Экран Показ слайдов с изображением животных, относящихся к классу рептилий. |
Отгадывает названия животных, относящихся к классу рептилий.
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
3. Затруднение в ситуации
1 затруднение: Воспитатель: Вы узнали о жизни ящериц много нового. Но почему я нашла хвост ящерицы? Что с ней случилось? Дети: Наступил человек на хвост. Воспитатель: А почему ящерица отбрасывает хвост, расскажет вам девочка « Ева Почемучка». Ева приглашает вас в « Клуб почемучек». Дети смотрят социальный ролик . Воспитатель: Мы нашли ответ на вопрос: «Что случилось с ящерицей?». Дети: Ее кто-то напугал. Воспитатель: Правильно. Вы молодцы. Скажите а ящерицы несут пользу природе и людям? Дети: Нет, не знаем. Воспитатель: Вспомните пищевые цепочки. Что едят ящерицы? Они уничтожают личинок мух, и саранчу, и медведку — одну из самых опасных вредительниц на дачах. Причем, будучи невероятно прожорливыми, они поедают вредителей в огромных количествах. Поэтому, можно считать, что ящерицы пришли к людям на помощь в борьбе с дачными вредителями. Воспитатель показывает детям «Красную Книгу животных Ростовской области». Дети: Красная книга, да найдем. |
Ситуативный разговор
Решение проблемной ситуации Просмотр социального ролика на тему «Почему ящерица отбрасывает хвост». |
Слово
ИКТ Экран Социальный ролик от Евы Почемучки «Почему ящерица отбрасывает хвост». |
Ребенок умеет формулировать свое собственное мнение, предполагает.
Пытается самостоятельно предположить о причине отбрасывания хвоста ящерицей. Проявляет любознательность, умение внимательно слушать. Ребенок знает о пользе ящерицы |
Воспитатель: Правильно. Познакомьтесь с ящерицей «Разноцветная». Она находится на грани исчезновения.Как вы теперь будете относиться к ящерицам?
Дети: не ловить, оберегать |
Беседа | Слово | Ребенок знает о пользе ящерицы |
2 затруднение
Воспитатель: Как вы думаете, другие люди знают о проблеме исчезновения ящериц? Дети: Нет. Воспитатель: С помощью чего обращаются к людям, чтоб избежать беды? Например, недопущения лесных пожаров, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, Исключения случаев отравления непитьевой водой? Дети: Запрещающие знаки Воспитатель: Правильно. Подойдите к плакату «Запрещающие знаки», здесь изображен знак о необходимости оберегать ящериц? Дети: Нет |
Решение проблемной ситуации | Плакат «Запрещающие знаки» | Активный ребенок, желающий самостоятельно объяснить причину исчезновения ящериц и донести до окружающих его людей о необходимости сохранения ящериц. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Воспитатель: Девочки и мальчики я сделала знак «Берегите ящериц». Назвала его «Экологический знак ». Что такое экология? Дети: наука об окружающей среде, наука о природе… Воспитатель: Правильно. Поэтому, мы его установим в группе, в уголке природы. Очень бы хотелось, чтоб дети других групп тоже не ловили и не обижали ящериц. Предлагаю вам сделать своими руками экологический знак «Берегите ящериц» для детей других групп. Вы умеете лепить поделки из соленого теста? Знаете для чего нужна вода? Присаживайтесь за столы, приступайте к работе. Дети приступают к выполнению работ 1.Используют скульптурный и конструктивный способ лепки ящерицы 2.Приклеивают ящерицу к заранее подготовленному кругу из металлизированного картона, украшенного цветами |
Решение проблемной ситуации.
Мастерская по изготовлению продукта детского творчества: экологический знак «Берегите ящериц» |
Демонстрационная модель Экологического знака «Берегите ящериц»
Соленое тесто зеленого цвета Вода Дощечки для работ Круги из металлизированного картона, украшенные цветами Музыкальное сопровождение |
Сформированность умений и навыков, необходимых для изготовления изделия из соленого теста
Ребенок способен планировать свои действия |
5. Включение нового знания (способа действия)
Воспитатель: Сравните ваши работы с макетом ящерицы. Вы все правильно выполнили? Дети: Не хватает чешуи Воспитатель: Правильно. Сегодня с вас познакомлю с новой техникой создания текстуры на изделии – «вдавливание» с помощью трубочек для коктейля. Воспитатель демонстрирует новую технику. Выполнение работ детьми. |
Нанесение чешуи на поделку из соленого теста путем «вдавливания», с помощью трубочек для коктейля | Трубочки для коктейля
Музыкальное сопровождение |
Представляет в уме целостный образ запрещающего знака «Берегите ящериц»
Овладевает нетрадиционным способом создания текстуры – «вдавливания», с помощью трубочек для коктейля |
6. Осмысление
Воспитатель: Все работы завершены. Вы довольны своей работой? С какой новой техникой вы познакомились? Что вы сделали? Зачем вы сделали запрещающий знак «Берегите ящериц»? Для кого вы сделали эти нужные знаки? Кому вы бы хотели сейчас их подарить? Дети: … Нашим гостям, воспитателям, для их детей Ребенок читает стихотворение о защите животных Воспитатель: Дорогие гости примите в подарок песню «Земля полна чудес» Дети исполняют песню |
Решение проблемной ситуации | Стихотворение «Берегите ящериц»
Песня «Земля полна чудес» |
Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели |
Ход совместной образовательной деятельности
(смотрите в полноэкранной версии сайта)